Термины и определения, используемые в водном туризме.

Водный туризм - походы по рекам, озерам, морям и водохранилещам на судах туристических, а также путешествия по водным маршрутам
В водном туризме удачно сочитаются элементы познавания, активного отдыха, оздоровления и отдыха. Он доступен практически каждому здоровому человеку независимо от возроста. Этому способствует также наличие в распоряжении туристов довольно большого числа разборных байдарок, надувных лодок и катамаранов, а также др. видов туристических судов, зачастую собственной конструкции.
Большенство туристов-водников совершают свой первый поход на каркасно-разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения орентироваться на реке, загодя, издали распозновать препятствие (как говорят, "читать воду").

Бечева, на бечеве, бечевой, способ передвижения туристского судна по реке против течения с помощью веревки; собственно веревка, используемая при таком способе движения. Один конец бечевы закреплен на судне, а за другой конец с закрепленной на нем петлей тянут туристы, идущие по берегу. Этот способ применяется при скорости течения реки 2-4 км/ч ( и до 6 км/ч на отдельных ровных участках).Бечева используется для судов с небольшим сопротивлением движению- байдарок, катамаранов, реже надувных лодок.
Наиболее часто бечева применяется в походах на байдарках. Скорость подъема байдарок на бечеве 2-4 км/ч и определяется в основном наличием и состоянием бечевника- неширокой ровной полосы берега непосредственно у воды. В качестве бечевы используется тонкая и прочная веревка длиной 50-80 м, выдерживающая усилие на разрыв 150-250 кг, например обычная хлопчатобумажная веревка диаметром 6-8 мм (перед походом веревку пропитывают водоотталкивающим составом). На байдарках бечева крепится к устанавливаемой у второго шпангоута мачте высотой 1-1,5 ми через подвижной поводок-фал длиной 0,7-1,5 м - к осу лодки. Фал должен быть прочно закреплен. Излишек бечевы наматывается на мотовило, находящееся в руках у тянущего.
Управлять идущей на бечеве байдаркой можно несколькими способами. Самый простой способ: один из туристов садится в байдарку на место второго гребца и с помощью руля и весла управляет ею, стараясь держать наименьший угол между бечевой и направлением движения до 45°. Широко применяют способ управления, при котором руль байдарки закрепляется неподвижно или же корма ее подтягивается к бечеве дополнительным концом так, чтобы байдарка шла на бечеве параллельно берегу. В этом случае рулевого в байдарку не сажают, что значительно облегчает ее, а тем самым и работу тянущего, но усложняет сам процесс управления. Используется также управление шестом: на носу байдарки закрепляется тонкий шест длиной 4-6 м, посредством которого идущий по берегу рядом с байдаркой турист управляет ее движением. Наиболее широко распространен способ движения на бечеве "корабликом", без рулевого: тянущий держит концы веревок длиной до 6-8 м, прикрепленных к носу (без мачты) и корме байдарки. Стравливая и подтягивая концы, тянущий выставляет байдарку под таким углом к течению, чтобы она двигалась параллельно берегу на необходимом расстоянии от него.
Тянущий байдарку должен равномерно идти впереди байдарки по берегу на расстоянии 20-30 м, поддерживая бечеву натянутой над водой на высоте 0,5-1 м. Если байдарке необходимо уйти от берега, тянущий стравливает бечеву, увеличивая ее длину, чтобы уменьшить угол между нею и направлением движения байдарки. Тянущий должен непрерывно наблюдать за ходом байдарки, особенно на сложных участках, помогать в управлении ею.

Бросательный конец - в водном туризме одно из основных средств пассивной страховки с берега. Представляет собой капроновый репшнур длиной 25-30 м, диаметром 6-8 мм. Хранится в специальном мешке из ярко окрашенного капрона длиной 40-45 см и диаметром 10-12 см. На дне мешка укрепляется шайба из пенопласта диаметром 10-12 см и толщиной 5 см. Конец репшнура пропускается через отверстие в шайбе и дне мешка и фиксируется относительно шайбы наружным и внутренним узлами; к наружному узлу крепится альпинистский карабин. Свободная часть репшнура произвольно закладывается в мешок. В походном положении из мешка выпускается короткий свободный конец репшнура, а горловина мешка завязывается. Перед тем как воспользоваться бросательным концом, горловину мешка развязывают и, не вытаскивая репшнур, бросают мешок за горловину на аварийное судно, держа репшнур за свободный конец. Карабин используется для крепления репшнура на судне. Масса бросательного конца с мешком и карабином 0,5-0,8 кг.

Быстрина, стремнина - участок реки, характеризующийся большой глубиной и быстрым течением. Из-за сужения русла реки, наличия на его дне уступов или больших камней, крутого уклона, а также высокой скорости течения в быстрине возникают поперечные восходящие и нисходящие потоки, что приводит к образованию в центральной части русла прямых и косых стоячих волн, водоворотов и выбросов водных масс со дна к поверхности. Особую опасность для плавания по быстрине представляют водовороты и глубинные выбросы воды. Они возникают неожиданно, кратковременны (2-30 с) и кончаются внезапно; их появление в том или ином месте трудно предсказать. Эти струи и водовороты могут изменить направление движения легкого туристского судна (например байдарки, надувной лодки), накренить его и даже перевернуть. Известны случаи переворота небольших плотов на быстрине рек с мощным течением и большим расходом воды (р. Катунь в нижнем течении, р. Малый Енисей). Переворот байдарки или лодки может произойти также, если члены экипажа, откренивая судно, чтобы противостоять опрокидывающей силе восходящего потока или водоворота, не успевают вовремя прекратить свои действия. При плавании по быстрине следует избегать больших глубин, следить за направлением струй в потоке, действия членов экипажа должны быть быстрыми и слаженными.

Волна стоячая - речная волна, неподвижная относительно берегов (в отличие от подвижных волн - ветровых или приливных). Обычно стоячие волны образуются на порогах и водосбросах вследствие столкновения основного потока с поперечным и (или) обратным потоками, возникающими при встрече с препятствиями (неоднородностями ) в русле реки либо при слиянии двух потоков, например в местах впадения в реку крупных притоков (в таких местах иногда образуется не одна, а множество мелких стоячих волн - "толчея"). Если гребень стоячей волны перпендикулярен направлению течения реки, то волна называется прямой; стоячая волна, гребень которой направлен под острым углом к течению, называется косой. Прямые стоячие волны образуются, как привило, из-за искажения потока у дна реки, например за грядой подводных камней; косые стоячие волны возникают чаще всего у изломов береговой линии, например у скалистых выступов. Важная характеристика стоячих волн - длина ее ската, которую обычно сравнивают с длиной туристского судна: волна считается крутой, или короткой, если длина ее ската меньше половины длины судна, и пологой, или длинной, если длина ската превышает длину судна. У очень крутых (коротких) стоячих волн гребень образует как бы водяной козырек, направленный встречно течению.
Стоячая волна представляет определенную опасность для плавания - она может стать причиной аварии туристского судна (особенно легкого), привести к его перевороту. Чтобы этого не случилось, судно при переходе через стоячие волны направляют перпендикулярно гребню. На байдарках иногда крутые стоячие волны преодолевают лагом (бортом к волне) с открениванием байдарки, опираясь на весло. Такой способ прохождения стоячих волн требует слаженных и особенно четких действий всего экипажа.

Жилет спасательный - индивидуальное средство самостраховки туриста-водника; позволяет удерживаться на плаву (в почти вертикальном положении) при падении в воду. Изготовляется в виде жилета-безрукавки, в нагрудной и наспинной частях - камеры для элементов плавучести (в спасательном жилете фабричного изготовления - из прорезиненного капрона цельноклееные со всем жилетом, заполняются воздухом). Самодельные спасательные жилеты чаще шьют из капрона с глухими карманами, к которые помещают резиновые надувные подушки или бруски пенопласта (жесткого или эластичного). Элементы плавучести распределяются равномерно по всему спасательному жилету; объем наспинных элементов должен быть на 10-15% меньше. Чем нагрудных. Спасательный жилет имеет 1 переднюю или 2 боковые застежки (или шнуровки) и паховый ремень, удерживающий жилет от срыва через голову в бурном потоке. Спасательный жилет не мешает работе на судне во время плавания и не стесняет движений в воде. Подъемная сила спасательного жилета с воздушными элементами плавучести достигает 16 кг, а с пенопластовыми -9 кг, что вполне достаточно, чтобы удержать человека на спокойной воде. Туристы-водники для большей безопасности пользуются спасательными жилетами с подъемной силой не менее 16 кг, а в особых случаях (например, во время походов 5КС) не менее 24 кг.
Иногда вместо спасательных жилетов пользуются самодельным защитно-спасательным костюмом в виде комбинезона с вшитыми брусками пенопласта. Большая часть пенопласта вшивается в комбинезон на спине и на груди, остальной пенопласт - в рукава и брючины у плечевых, локтевых, коленных и голеностопных суставов.
Защитно-спасательный костюм не только надежно обеспечивает автономную плавучесть попавшего в воду туриста, но и предохраняет его суставы от ударов о камне в водном потоке.

"Кругосветка" - кольцевой водный туристский маршрут, начинающийся и заканчивающийся в одном и том же месте. Проходит по рекам или системам озер. Замыкание маршрута происходит через каналы или волоки. "Кругосветкой" не считается кольцевой маршрут вдоль берегов одного озера. Обычно "кругосветка" планируется так, чтобы большая часть пути проходила вниз по течению рек, а подъемы приходились на шлюзы и волоки. Организации "кругосветки" способствуют конфигурация гидросети. Например крупные излучины рек, подобные Самарской Луке на Волге, сближенные притоки и т.д. Проводятся традиционные лодочные походы по Жигулевской "кругосветки":от Самары вниз по Волге - волок к р.Уса (в настоящее время- залив Куйбышевского водохранилища) - снова вниз по Волге до Самары. Широко известна Московская "кругосветка" - теплоходный маршрут по каналу им.Москвы, рек Волга, Ока и Москва. Популярны Оршинская "кругосветка" в Тверской обл., Браславская "кругосветка" в Белоруссии и др. Иногда "кругосветкой" называют кольцевые туристские маршруты в других видах туризма.

Лоция (от голл. Loodsen- вести корабль), руководство по судовождению, содержащее подробное описание водного бассейна (берегов, рельефа дна, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их прохождения). Туристская лоция (в отличие от речной лоции для судоводителей) подробно составляется только на сложные участки реки. Указываются время, необходимое для прохождения каждого участка для различных классов судов, варианты прохода по руслу, система организации страховки, места расстановки сигнальщиков (для облегчения ориентирования на пороге), а также места возможного причаливания к берегу, наиболее удобных стоянок, экскурсионные объекты.
Линия движения туристского судна зависит от характера воды. На небольших реках линию движения прокладывают через глубокие места, полностью используя скорость течения. На крупных реках следует держаться правого (по ходу) берега, чтобы не мешать движению больших судов. По крупным водохранилищам и озерам линию движения прокладывают с учетом ветра, волн, прибоя, не отдаляясь от берега, чтобы при необходимости быстро пристать к нему.
Основой для составления лоций служит карта в масштабе 1:100 000 или 1:200 000 или ее копия, на которую наносят все препятствия на реке (отмели, перекаты, пороги, шиверы, мосты, паромы и т.п.), нумеруя их по течению. Рядом с препятствием дается его краткая характеристика, оптимальный способ преодоления и, в случае необходимости, схема препятствия в масштабе 1:10 000 или 1:20 000.

Обнос - в водном туризме способ преодоления искусственных или естественных препятствий, непроходимых на плаву, а также участков реки, техническая сложность которых превышает подготовленность экипажа: судно в разобранном или собранном виде и грузы переносят по берегу. Перед обносом проводят разведку пути и удобного места для продолжения плавания. При т.н. коротком обносе (например, плотин, мельниц на спокойных реках, отдельных порогов, водопадов и т.п.) не требуется разборка (а иногда и разгрузка) судов: сначала проводят разведку тропы и ищут удобное место для продолжения плавания, затем перебрасывают туда рюкзаки и другой груз, после чего общими усилиями переносят разгруженные суда.
Обнос протяженных препятствий в ущельях и каньонах часто сопряжен с большими трудностями: надо разбирать суда, иметь навыки горных походов для выхода из ущелья, уметь наводить переправы. Обнос- частный случай волока от одного водотока (озера) до другого, который группа водников с полным снаряжением преодолевает пешком. При грамотно построенных маршрутах волоки позволяют лучше ознакомиться с природой края, снять психологическую усталость, накопившуюся во время плавания, вносят разнообразие в физическую нагрузку.
Протяженный или технически сложный обнос организуется либо "в одну ходку", если масса всего снаряжения и судов не превышает 45 кг на человека, либо в две и более ходок. При длинных обносах наиболее широко используется "челночный" способ переноса грузов с промежуточным складированием их а местах, удаленных от базового лагеря на такое расстояние, при котором группа после переноски груза успевает в тот же день вернуться в лагерь. Применяется техника и тактика пешеходного а иногда и горного туризма, но обычные трудности усугубляются для туристов- водников несколько большим и неудобным грузом и вынужденным движением по неудобным местам. Средняя скорость движения группы туристов-водников на пешем переходе меньше, чем пешеходной, а дневной переход не превышает 20 км.
Иногда для обеспечения безопасности похода обнос сложных участков планируется заранее, при этом категория сложности маршрута не снижается. Если же этот участок определяет сложность маршрута, то категория сложности снижается (например при обносе "Моткиных щёк" на р. Китой в Восточном Саяне). На многих горных реках обнос отдельных участков - важный элемент маршрута.

Оверкиль (голл. Overkiel), переворот судна вверх килем (днищем). Основная причина оверкиля- недостаточная поперечная или продольная остойчивость судна, не соответствующая сложным условиям плавания в порогах, сливах, стоячих волнах и т.п. Недостаточная остойчивость может зависеть от конструкции судна, но может также возникнуть в результате заливания воды в кокпит, а также при неправильно выполненном техническом приеме судовождения.
Перевернувшееся судно необходимо как можно быстрее вернуть в нормальное положение - поставить на ровный киль. Надувные суда и катамараны могут быть поставлены на ровный киль своими экипажами на плаву, что очень важно вдали от берегов. Байдарки, имеющие упоры для ног гребцов и снабженные фартуками с "юбками", также можно вернуть на ровный киль на плаву, например используя особый технический прием- "эскимосский переворот": гребцы опрокинувшейся байдарки, оставаясь на местах, все враз делают резкий гребок веслом под себя вглубь и ,опираясь веслом о воду, стремятся рывком занять вертикальное положение. Шлюпки, байдарки без фартуков и плоты практически невозможно вернуть на ровный киль с воды, и потерпевший аварию экипаж вынужден либо вплавь буксировать перевернувшееся судно к берегу, чтобы там поставить его на ровный киль, либо забравшись на судно или держась за него, ждать помощи.

Перекат - мелководный участок русла реки, часто имеющий вид вала, расположенного поперек реки по всей ее ширине. Часто встречается в местах расширения поймы реки, близ устьев ее истоков. Различают каменистые перекаты, или шиверы, и аллювиальные, образованные наносимыми отложениями в результате взаимодействия поперечных и продольных течений на поворотах русла реки и связанного с этим переноса и осаждения пород, слагающих его дно, а также берега. Перекат состоит из верхней и нижней кос, верхней и нижней плесовых лощин, седловины с напорным скатом и подвальем, гребня с корытом. Его дно может быть выстлано различным материалом - от песка до крупной гальки или булыжника. При взгляде на перекат сверху ясно видна граница между спокойной и быстрой водой; где скорость воды больше, там и глубина больше. Проходить перекат следует там, где скорость воды наибольшая (не боясь волн, достигающих иногда высоты 1 м), т.к. в местах со спокойной водой глубина может оказаться недостаточной. Перекаты опасны мелями, на которых можно повредить днище или прорвать оболочки туристского судна, и обратными течениями на выходе из переката, на границе струй с разными скоростями.

Порог речной - участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется, как правило, в местах пересечения рекой скалистых гряд, выходов трудно размываемых горных пород, скоплений валунов, обломков скал и т.п. Несложные пороги встречаются уже на водных маршрутах 2-3 КС. Характерными элементами порога являются водосливы, которые в зависимости от угла падения воды - больше 45º, около 45º или меньше 45º, подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы.

Сливы - обычно самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в порогах. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от скал, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косые струи вызывают появление стоячих волн или цепочки волн за вершиной треугольника. В порогах может быть один слив во всю ширину реки либо несколько сливов различной высоты и мощности, разделенных выступающими скалами или камнями. Если порог состоит из нескольких последовательно расположенных сливов, расстояние между которыми не превышает длины судна, то такой порог называют одноступенчатым; если между сливами судно может свободно маневрировать и пройти от одного берега к другому, то порог называют многоступенчатым. Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого - образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в котором глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, называется кручёным или винтовым.
При определении возможности прохождения порога учитывают особенности слива, мореходные качества судна и подготовленность экипажа. Самый простой для прохождения туристских судов - порог с прямым сливом; наиболее сложный и опасный- с кручёным сливом. Одиночные пологие прямые сливы и водоскаты проходимы для туристских судов всех типов. На малых реках рекомендуется держаться средней линии треугольника, образованного сходящимися струями потока, т.к. здесь обычно глубина больше, а русло чище. На больших реках следует избегать движения через вершину треугольника слива, т.е. здесь наибольшая опасность для судна быть перевернутым крутыми стоячими волнами. Если в результате предварительного осмотра порог ( а такой осмотр обязателен, особенно для тех кто впервые идет этим маршрутом) появляются сомнения в успешности его прохождения, надо обносить суда или проводить их вдоль берега.

Прижим - нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение ее уровня в характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) легкое судно с малой осадкой, затянутое в прижим Если скальный (прижимной) берег имеет отрицательный угол наклона или подводные "карманы", то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие прижимы наиболее опасны- их трудно обнаружить, а затягивающее действие их очень велико.
Родственным прижиму препятствием является завал- скопление различных предметов, главным образом стволов деревьев, в русле реки. На малых таежных реках, а также в сильно суженных местах русла завалы могут существовать годами. Завал опасен подсосом воды, который может привести к перевороту туристского судна. При подходе к завалу судно следует вынуть из воды и протащить вдоль завала.

Причаливание - маневрирование судна при подходе к берегу, остановка и закрепление на берегу. Место причаливания выбирается так, чтобы у экипажа судна было время и пространство для маневрирования ( в частности, для повторного захода в случае неудачной первой попытки), подход к берегу был свободен от мелей, камней, упавших деревьев и других препятствий, а обстановка на берегу безопасна для экипажа. На спокойной воде в безветрие байдарки, надувные лодки, ялики и катамараны подводят к берегу носом под небольшим углом с малой скоростью и останавливают почти параллельно береговой линии. При ветре судно подводят к берегу против ветра, чтобы избежать сноса. На реках с большой скоростью течения байдарки, надувные лодки, катамараны и т.п. суда подводят к точке причаливания против течения с небольшой положительной скоростью относительно воды. При необходимости причалить в шивере или на быстрине выбирают небольшие участки стоячей воды или улова за береговыми скалами либо за крупными камнями, куда сначала заводят нос, а затем втягивают и все судно. Плот подводят к берегу всегда параллельно береговой кромке. На быстрине плоты подтягивают к берегу посредством чальных концов (или чалок), укрепленных в носовой и кормовой частях плота.
Как только судно касается берега, его закрепляют при помощи чального конца, который несколько раз обматывают вокруг заранее выбранного дерева или камня; после полной остановки судна чальный конец привязывают легко развязывающимся узлом, исключающим однако его самопроизвольное развязывание от рывков чалки. На катамаранах, многоместных надувных лодках и плотах процедуру закрепления судна выполняет специально назначаемый член экипажа- чальщик. Он первым сходит на берег и закрепляет чальный конец, после чего покидают свои места остальные экипажа. На двухместных байдарках обязанности чальщика выполняет первый гребец; пока он закрепляет чалку, второй гребец удерживает (руками или при помощи весла) байдарку у берега до ее закрепления. При причаливании на одноместной байдарке гребец упором весла о дно реки либо сильным прямым гребком выталкивает нос лодки на берег, затем высаживается и закрепляет судно на берегу.

Отвал судна от берега - процедура, обратная причаливанию. На время посадки экипажа на судно пред выходом в плавание судно привязывают к дереву или камню на берегу либо оно удерживается у берега одним из гребцов. При отвале катамарана, плота или надувной лодки, как только экипаж занял свои места на судне, чальщик отвязывает чальный конец и по команде капитана отталкивает судно от берега. После чего садится на свое место; экипаж разгоняет судно, выводит его на течение и разворачивает в нужном направлении для плавания. Плот при отвале на разворачивают, а просто выводят, пользуясь гребями, на струю.

Проводка - движение судов через опасные для плавания места (пороги, шиверы), как правило, посредством веревок, привязанных к носу и корму судна. Осуществляется всей группой участников водного похода, при этом одни или несколько туристов удерживают веревку, привязанную к наиболее нагруженной потоком части судна (той, которая выше по течению, обычно к корме); один держит носовой конец веревки, остальные страхуют. При большой протяженности участка проводки делают предварительную разведку. Во время проводки угол между направлением течения и кормовым концом веревки должен быть минимальным. Иногда, при резком увеличении этого угла и невозможности удержать корму, приходится отпускать (стравливать) кормовой конец настолько, что судно разворачивается кормой вперед ( в это время оно удерживается за носовой конец). Этот разворот предотвращает заливание судна водой или его переворот вверх дном. На коротких участках с хорошим проходом по берегу допускается проводка судна одним туристом на кормовом конце, другой турист в это время помогает проводке, отталкивая судно от берега или подтягивая его веслом либо шестом.
При проводке судно может оказаться залитым водой, поэтому весь груз перед проводкой помещают в водонепроницаемую упаковку, а кокпит байдарки или лодки закрывают фартуком. Туристы, выполняющие проводку, должны быть в спасательных жилетах и в касках, на ногах иметь обувь, не скользящую по камням. Страхующие проводку держат наготове бросательные концы, чтобы в любой момент иметь возможность перехватывать концы, привязанные к судну (если пройти по берегу нельзя, например, из-за отвесных скал, крупных камней и т.п.)

Проходимость реки - минимальные количественные и качественные данные о реке, определяющие возможность сплава по ней на туристских судах и ориентировочную категорию сложности маршрута. Определяется ее водностью, или средним расходом воды (в водном туризме измеряется в м3/с) и средним уклоном реки, а также максимальными значениями уклона отдельных ее участков (измеряются в м/км). Для туристских судов доступны реки со средним уклоном до 15 м/км и уклонами отдельных участков до 20-5 м/к, при средних расходах воды не более 25-35 м3/с.
В отличие от среднего уклона русла, являющегося постоянной величиной. Расход воды изменяется в течение года. Чтобы осуществить сплав по горной реке при допустимых значениях расхода воды, необходимо выбирать время для проведения похода. Так, на Кавказе по рекам чаще всего ходят весной и осеню, на Памире и Тянь-Шане - осенью, в период меньших расходов воды, т.к. при больших расходах сплав по этим рекам, имеющим значительный уклон русла, становится опасным. Уточнить возможность сплава помогут данные о характере долины реки. Таежные и равнинные реки со средним уклоном не более 1-2 м/км, как правило, доступны для сплава в 40-60 км от истока, где средний расход воды может быть очень малым, порядка 3-6 м3/с; возможность сплава по ним определяется главным образом количеством и характером лесных завалов.

Салик - легкий плот из двух и более бревен. Предназначен главным образом для переправы через реки и озера, охоты, рыбной ловли, сплава по сравнительно несложным участкам реки. Вмещает до 3 чел. В пеших походах салик используют также как вспомогательное средство при переправах вплавь; кроме того, салик применяют для транспортировки снаряжения.

Улово - участок реки, где образуется противоток основному потоку, водоворот. Уловы возникают у прижимов, вблизи перекатов, выступов берега, в местах резкого расширения русла реки, впадения притоков. Вывести из большого улова попавшее в него судно, особенно плот, влекомый потоком воды, трудно. Для этого обычно поднимаются возможно выше по течению реки и оттуда, пересекая уловную струю, стремятся войти в основной поток. Во время маневра вследствие разности скоростей пересекаемых потоков на судно действуют различные по величине и направлению силы, что приводит к его разворотам и кренам. Экипаж судна должен быть готов к этому и парировать развороты и крены при помощи весел или гребей, а также открениванием.

Шивера, относительно мелководный (глубиной до 1,5-2 м ) участок реки с беспорядочно расположенными в русле подводными и выступающими из воды камнями и быстрым течением. Протяженность шивера колеблется от нескольких десятков метров до нескольких км. Из-за высокой скорости течения в шиверах возникают косые и прямые стоячие волны, обратные потоки, водяные ямы (бочки) за камнями. В отличие от порогов шивера не имеют мощных сливов. Сливы локальны, плохо прослеживается их последовательность, поэтому трудно выделить линию преимущественного стока воды (струю). Основная сложность при прохождении шивера- определить линию движения судна. Меры безопасности- разведка, выбор мест причаливания, страховка с воды и берега.

Ялик, ял (от голл. Jol), сравнительно короткая и широкая шлюпка с прямой кормой 2- или 4-весельная. У 4-весельных яликов имеется одномачтовое парусное вооружение. Ялики обладают хорошей остойчивостью; используются как учебные и прогулочные суда. Ялики распространены в водном туризме на плановых маршрутах по большим спокойным рекам. Преимущество походов на яликах- их доступность практически для любого человека, независимо от его физических данных.

Яхта - (голл. Jacht, от jagen-гнать, преследовать). Небольшое парусное, парусно-моторное или моторное судно. В водном туризме используются преимущественно парусные яхты- гоночные, крейсерско-гоночные и крейсерские. Гоночные яхты предназначены для парусных гонок на ограниченные дистанции; крейсерско-гоночные яхты участвуют в дольних морских и океанских гонках. Для водных туристских походов используются главным образом крейсерские яхты, в частности их разновидность - парусные разборные яхты: они доступны благодаря невысокой стоимости, простоте хранения, удобству транспортировки. © 2000-2004 Этот раздел был разработан для сайта Клуба АТО. При копиросании ссылка на клуб АТО и данный сайт обязательна.



  В начало