На заглавную страницу
Отчет о конном походе по Южному Уралу 2000 года.

©

Вернуться на конный маршрут по Южному Уралу.

Характеристика района путешествия

Южный Урал - старейший и хорошо освоенный район водного туризма (р. Белая). Подъезд осуществлялся на заранее заказанной "Вахтовке" с плановыми группами. Первый конный маршрут в этом районе (первый плановый конно-верховой маршрут в СССР) был проведен в 1975 году с базы "Арский Камень". Нашей группой планировалось заехать еще Южнее до села Кага и пройти маршрут в районе Башкирского Заповедника. Маршрут проходил по смешанному лесу, местность сильно пересеченная, с большим количеством естественных препятствий (длительных подъемов и спусков, переправ, заболоченных участков и буреломов).
Лошади - были арендованы у местного населения. Содержание лошадей - табунное. Во время похода лошади привязывались на аркан. Местными жителями в повседневной жизни не практикуется чистка лошадей, уход за копытами у большинства лошадей не производится. Упряжь - по впечатлению нашей группы его собирали со всего района и дошивали на месте во время похода.
Местные жители - преимущественно башкиры, к туристам относятся доброжелательно. Особое слово надо сказать о лесниках - деньгопросах: входить в сам заповедник не разрешается (только за бакшиш). За ловлю рыбы удочкой (хариус) даже на границе заповедника полагается штраф (250 руб. за 1 рыбку не зависимо от размеров).

Подъезды и подходы

Дороги в основном грунтовые и щебеночные. Асфальтовые дороги: Белорецк - Иргизлы в направлении Оренбурга с Запада и Магнитогорск - Баймак с Востока от нашего маршрута. Затраты на переезды: микроавтобус из Белорецка (ул. Ленина) до Ж/Д вокзала 10 руб. с чел. Попутный микроавтобус из Белорецка до Уфы 50 руб. с чел. в пути 4,5 часа, Рейсовый автобус 94 руб. с чел. в пути 6 часов. Поезд (общий вагон) по этому маршруту стоит 53 руб. с чел. в пути около 6-ти часов. Железнодорожные билеты на обратную дорогу лучше покупать заранее, но т.к. Белорецк не является конечной станции, билет придется покупать от Магнитогорска. Прямое сообщение с Москвой - поезд Москва - Магнитогорск (№ 094У), обратный (№ 093); стоимость купейного места - 534 руб., стоимость плацкартного места ~ в половину дешевле. Из Уфы поездов много, но уехать на Уфимском так и не удалось: ехали на проходящем из Челябинска. Имейте в виду, что без обратных билетов бессонная ночь в Уфе около касс вам гарантирована.

Описание маршрута

В качестве предисловия следует сказать, что заявленный маршрут, был объявлен старым и как бы не правильным, хотя как нам показалось, что просто не смогли во время договориться на счет лошадей. Поэтому прелагаем описание фактически пройденного маршрута.
День первый (30 июля 2000 г.):
В 2:30 по местному времени ступили на южно-уральскую землю с поезда Москва - Магнитогорск. Группу встречал представитель базы (он же и был вел нас по маршруту). В "Вахтовку" стали загружаться группы конная (13 чел.) и водная (около 20 чел.).
В 10:00 - выезд на той же "Вахтовке" на первую стоянку около домика Лесника, находящуюся в 12 км от села Кага. По прибытии обнаружилось, что количество лошадей значительно меньше, чем количество участников нашего группы (см. выше), но нам пообещали, что завтра все лошади будут.
День второй (31 июля 2000 г.):
Недостающих, но обещанных лошадей так и не пригнали. К вечеру было решено перейти на следующую стоянку. Таким образом, тот маршрут, который раздается всеми московскими турфирмами, был объявлен старым и не правильным.
День третий (1 августа 2000 г.):
Вместо запланированного радиального выхода на гору Большая Грива был выезд до села Кага и предпринята попытка выяснить, когда будут пригнаны недостающие лошади. В это время группа ездила по очереди (часа по 4).
День четвёртый (2 августа 2000 г. - "День ВДВ"):
Дневка, радиальные тренировочные выезды по группам. К вечеру недостающие лошади наконец (!) появились.
День пятый (3 августа 2000 г.):
После длительных сборов к 15:00 группа двинулась по просеке в сторону села Саргая и вечером того же дня благополучно разбила лагерь за селом Саргая.
День шестой (4 августа 2000 г.):
С утра был устроен банный день для лошадей и посещение краеведческого музея в селе Саргая. В связи с тем, что не удалось договориться с местными властями о проходе группы по дороге через Башкирский Заповедник, после обеда группа двинулась по границе заповедника в сторону села Кулганино. К вечеру погода испортилась настолько (проливной дождь и сильный порывистый ветер), что группа была вынуждена разбить лагерь не доходя до села Кулганино.
День седьмой (5 августа 2000 г.):
К обеду группа дошла до села Кулганино. Было решено дать лошадям отдохнуть, просушить вещи, устроить полудневку и приготовить уху (ловили удочкой).
День восьмой (6 августа 2000 г.):
От села Кулганино группа вышла по границе заповедника в сторону кордона Утяш. Рельеф местности стал более пологим, однако в ряде случае приходилось искать тропу. К вечеру группа добралась до геологической станции "Кордон Утяш". Это событие было отмечено приготовлением плова и баней.
День девятый (7 августа 2000 г.):
С утра группа двинулись в сторону села Хамитово. Проложить маршрут по дороге, проходящей вдоль газопровода с заходом на кордон Крутой Лог, где нас оштрафовали за проход через территорию заповедника. Стоянку устроили немного не доходя до села Хамитово, видимо, на реке Усть-Манды.
День десятый (8 августа 2000 г.):
К обеду группа дошла до села Хамитово, где был устроен привал. Далее группа направилась на стоянку первого дня вдоль газопровода, который в настоящий момент активно ремонтируется. К вечеру дошли до места первой ночёвки около домика лесника.
День одиннадцатый (9 августа 2000 г.):
С утра частью группы был устроен радиальный выезд в село Кага (за пивом и за продуктами для прощального ужина). Во второй половине дня оставшаяся часть группы предприняла попытку на лошадях подняться на гору Большая Грива. В связи с тем, что трава на склоне была мокрой из-за обильных дождей накануне, до вершины дойти не удалось. Окончание похода было отмечено съедением шашлыка из конины и общей баней.
День двенадцатый (10 августа 2000 г.) не запланированный:
С утра - прощание с лошадьми и передача их следующей плановой группе. В середине дня на "Вахтовке" группа была доставлена сначала на базу "Парус", а потом на ж/д вокзал г. Белорецка. Нами на вокзале был арендован попутный микроавтобус, доставивший нас в г. Уфа к 22:00 по местному времени к фирменному поезду Уфа-Москва, на который мы не смогли купить билеты. После полусонных, томительных бдений около кассы к 3:00 по уже московскому времени нам удалось купить билеты на проходящий поезд Челябинск-Москва (тоже фирменный) и благополучно отправиться до Москвы.

Послесловие

Несомненно, состояние "оригинальных башкирских" лошадей, упряжи и средств ухода за ними оставляет желать лучшего. Однако никакие "бытовые" проблемы не в силах испортить потрясающего впечатления, которое производит на вас природа и национальный колорит уральских гор.
Заблаговременная покупка обратных билетов - решение, безусловно, разумное и правильное, но… путешествуя на попутке до Уфы, вы получите возможность проехать через весь Южный Урал, побывать на самой высокой его точке и на самом экстремальном горном повороте, получившем за свою неимоверную остроту название "Тёщин язык", а в конце пути звёздной башкирской ночью въехать в славный город Уфа.
В заключение посоветуем будущим группам не лениться чистить лошадей (не обращая внимание на скепсис хозяев), ухаживать за копытами и всячески популяризировать такое обращение с лошадью среди местного населения.



PS: Данный отчет содержит только мнение автора, группы туристов Клуба АТО и ссылку на них, без какого-нибудь комментария со стороны Web группы Клуба АТО. Все замечания и Ваши мнения можете направлять или .